функции иероглифа в современном японском письме!

по своему характеру иероглиф - это такой знак, который обозначает не отдельный звук, а сочетание звуков, имеющее какое - либо значение. чаще всего иероглиф обозначает либо целое слово, либо один из компонентов сложного слова. один и тот же иероглиф может быть использован для записи различных по значению единиц (слов или частей слова). с точки зрения читающего, это значит, что конкретный иероглиф может иметь несколько чтений (значений), определяемых по контексту. на первых порах внимание изучающего иероглифическую письменность концентрируется на отдельных знаках. однако в практических целях изучать следует не столько отдельные знаки, сколько написание слов в целом.

таким образом, если иероглиф участвует в записи изменяемой части речи, то это определяется по последующим знакам хираганы.

без знаков хнраганы иероглиф обозначает либо самостоятельное существительное, либо корень или аффикс:

использование китайской нероглнфики для выработки японской системы письма привело к массовому заимствованию китайских лексических элементов, готовых слов и корневых морфем. слова, заимствованные из китайских текстов или созданные в японии из китайского лексического материала, получили название "канго" "китайские слова" в отличие от исконной лексики "ваго" (букв, "японские слова"). наличие "канго" в словарном составе современного японского языка и важная роль, которую они выполняют в словообразовательном процессе, - один из важнейших факторов, поддерживающих н сохраняющих иероглифику в системе японского письма.

существуют различные методики подсчета процента "канго" в современном лексическом составе японского языка в зависимости от того, что принимается за единицу подсчета, но исследователи едины в том, что максимальный процент для газетного (т.е. наиболее насыщенного) текста превышает 40%.

классификация иероглифов по способу образования!

в первом веке нашей эры в китае был создан словарь шо-вэнь. в этом словаре все иероглифы по способу образования были разделены на "рипусе" (ли) - (букв, "шесть категорий"): "изобразительные знаки, пиктограммы"; букв, "указательные", то есть своей формой указывающие направление или положение чего-либо; букв, "понятные по смыслу", то есть идеограммы; букв, "и изображение и звук", то есть фонойдеографические; букв, "изменение значения", то есть употребленные а переносном значении; букв, "заимствование", то есть фонетическое употребление иероглифа. последние две категории к графике прямого отношения не имеют, в остальном же эта классификация довольно четко отражает закономерности образования иероглифов. изобразительные знаки, или пиктограммы, это рисунки предметов, впоследствии схематизированные.

например, иероглиф "человек" - схематизированный рисунок человека в профиль, иероглиф "огонь" - изображение языков пламени от костра, а иероглиф ) "река" - речных струй. надо отметить, что таких знаков, которые и в наше время можно (зная их значение) как-то увязать с первоначальным рисунком, совсем немного. для большинства же знаков-пиктограмм это совершенно невозможно. иероглифы указательной категории или, как их еще называют, "символы" - их было сравнительно немного -условно показывают направление. так, иероглиф "верх" представляет собой горизонтальную черту, от которой вверх отходит вертикальная черта. в современном написании вертикальная черта имеет еще короткую отходящую вправо черточку. в древнем написании этой черточки не было, позже появилась точка, возможно, чтобы обратить внимание на именно вертикальную черту как главную в этом знаке; точка же впоследствии превратилась в короткую отходящую черту.

идеограммы - это знаки, в которых изображение предмета не было самоцелью. определенное положение предмета (например, поза человека) должно было обозначить либо какое-то состояние, либо его функцию. большинство же идеограмм - соединение уже созданных к определенному периоду знаков или элементов в новый знак с целью обозначения другого понятия. так, соединение двух иероглифов со значением "дерево" привело к образованию иероглифа "лес", соединение трех иероглифов, обозначающих "повозка",- иероглифа, имеющего значение "шум, грохот", и т.п.

вопреки распространенному представлению большинство иероглифов не восходит ни к пиктограммам (схематизированным рисункам), ни к идеограммам (соединениям значимых элементов для обозначения нового понятия). более или менее достоверно реконструированные знаки описанных категорий составляют в общей массе иероглифов незначительное меньшинство. основная масса употреблявшихся в прошлом и употребляемых сейчас знаков - фоноидеографические иероглифы. фонондеографический знак, возникший в ходе графического и смыслового преобразования компонентов, - результат соединения двух частей, а именно - элемента, обозначающего его звучание, так называемого "фонетика", и элемента, уточняющего или определяющего его значение, то есть "детерминатива". чтобы представить себе, как создавались фонондеографические иероглифы, обратимей к аналогии. так, если бы перед последовательностью букв "лук" для указания на то, о каком именно слове, идет речь, была бы нарисована луковица или поставлен условный значок, имеющий

значение "растение", то рисунок луковицы или условный значок выполняли бы роль "детерминатива", а последовательность букв "лук" была бы "фонетиком". в целом же приведенная последовательность знаков однозначно записывала бы слово со значением известного огородного растения а отличие от вида оружия. соответственно перед последовательностью букв "лук" в значении вида оружия можно было бы нарисовать этот вид оружия и т.д. неполнота такой аналогии а том, что фонетнк в составе иероглифа записывал звучание в целом, не отражая в графике составляющие его отдельные звуки.

детерминативы первоначально служили для объединения иероглифов в группы по смысловому признаку, однако постепенно они утратили эту первоначальную функцию и стали выполнять роль графических элементов -ключей. ключ -это графический элемент, наличие которого в составе иероглифа вместе с числом черт, составляющих иероглиф, определяет место иероглифа в словаре. ключей в настоящее время 214, они объединены в "таблицу ключевых знаков".

из сказанного выше ясно, что понять значение иероглифа, исходя только из составляющих его элементов, невозможно. в современном японском письме невелика и роль фонетика как определителя чтения конкретного иероглифа. правильнее будет сказать, что в настоящее время каждый иероглиф следует воспринимать как нечто данное с определенным числом закрепленных за ним чтений н значений. однако реликтовая (остаточная) идеографичность некоторых элементов и частичное сохранение силы некоторыми фонетиками в японском письме все же помогают при изучении и запоминании иероглифов в процессе учебы - после того, как накапливается определенный запас выученных иероглифов, появляется материал для обобщений. для того, чтобы понять, в чем состоит реликтовая идеографичность ключа.

реликтовая идеографичность ключа заключается в том, что он входит элементом в большое число сложных иероглифов, имеющих по своим значениям отношение к понятию "дерево".

таким образом ни приводившиеся "шесть категорий" иероглифов, ни "таблица ключевых знаков" не позволяют говорить об иероглифах как идеограммах, т.е. знаках, значение которых может быть понято вне языка и вне системы письма, в которой они функционируют. значение иероглифа - это значение тех языковых единиц, которые он записывает. все перечисленные категории иероглифов, независимо от их происхождения, функционируют в современном письме одинаково. их функцию можно назвать словоразличительной или морфемо-раэличительной . в настоящее время не существует правил, по которым можно было бы создавать новые иероглифы. фактически вея достоверно зарегистрированная история иероглифов -тем более в японии -это процесс сокращения общей численности знаков и сокращения числа черт и элементов в составе иероглифов. правда, в японии наблюдались отдельные попытки создания новых знаков из старых элементов.

существует несколько терминов, которыми обозначают иероглифы, созданные уже в японии из китайских графических элементов. это "кокудзи" (букв, национальные знаки), "сва-дзи" и (букв, японские знаки), "васэй-кандэи" (букв, знаки, созданные в японии) и некоторые другие. создатели новых знаков пытались пользоваться упоминавшимися "шестью категориями". в японии возникли такие иероглифы, как "дуб" - идеограмма, состоящая из элементов "дерево" и "крепкий", "циновка" - идеограмма из элементов "трава" и "сидеть", ( "перевал" - идеограмма из элементов "гора" и "верх-низ". были попытки создания знаков и по другим категориям. всего за всю историю их было создано около 1501, но практически в настоящее время сохранились лишь' отдельные знаки, в основном применяющиеся для записи метрических мер или сокращенного обозначения географических названий.

как пользоваться таблицей ключевых знаков

существует несколько систем нахождения иероглифов в иероглифических словарях: по ключам, по последней черте, по первой черте, по общему числу черти другие. наибольшее распространение имеет первая из перечисленных систем, а именно традиционная ключевая система, по которой строится как большинство иероглифических словарей в японии.

для того, чтобы найти иероглиф в таком словаре, следует прежде определить, какой из его элементов является ключом. в большинстве случаев это сделать нетрудно, но следует помнить, что между различными словарями в этом отношении могут быть расхождения. кроме того, сама таблица ключевых знаков в результате многовековых изменений в графике в настоящее время далеко не совершенна.

поэтому многие иероглифические словари снабжены дополнительными указателями, дающими возможность отыскать иероглиф либо по чтению, если оно известно, либо по числу черт. однако знание употребительных ключей и умение пользоваться ключевой таблицей необходимы.

графический состав и правила, написания иероглифов!

полное (т.е. несокращенное) написание любого иероглифа состоит из определенного числа черт.

черта -это минимальная графическая часть любого иероглифа или элемента иероглифа. исторически сложилось всего четырнадцать типов черт, которые употребляются при написании иероглифических знаков. они отличаются одна от другой положением в составе иероглифа и характером кривизны. есть, например, горизонтальная черта и как ее вариант - горизонтальная черта с крючком вниз , существуют также изогнутые или искривленные черты, отходящие от центра знака или от вертикали и т.д.
черта - это чисто графическая часть иероглифического знака, она не имеет ни "чтения", ни "значения".

иероглиф называется простым если он делится только на минимальные графические части, лишенные какого-либо значения. путем сложения простых иероглифов в один единый знак исторически образовались сложные иероглифы. составные части сложных иероглифов, то есть несколько видоизмененные простые иероглифы, называются элементами.

в составе сложного иероглифа у этого элемента, если он стоит слева, уменьшается правая отходящая вниз черта. когда он является правым элементом в составе сложного иероглифа, уменьшается соответственно левая отходящая вниз черта. и в том н другом случае укорачивается также и горизонтальная черта и т.д.

черты и элементы иероглифов пишутся в определенной последовательности. порядок написания черт н элементов следует знать, по двум причинам:
во-первых, выработка навыка правильного написания иероглифа облегчает подсчет числа черт незнакомого иероглифа для нахождения его в иероглифическом словаре, и,
во-вторых, помогает быстрее писать иероглифы, а затем и переходить к полускорописному и скорописному написанию.
некоторые иероглифы имеют не один, а два возможных варианта написания (н соответственно подсчета) черт. наиболее общие правила, регламентирующие порядок написания черт и элементов иероглифа, состоят в следующем. в таких случаях в настоящем словаре даются отсылки.

порядок написания иероглифов в различных пособиях излагается в неодинаковой последовательности. кроме приводимых здесь главных правил существуют также более дробные правила, применимые к небольшому числу элементов. их лучше изучать по мере того, как в памяти накапливается достаточный материал для обобщений.

1) иероглифы пишутся сверху вниз, от верхних черт (элементов) к нижним.
2) иероглифы пишутся слева направо, от левых черт (элементов) к правым
3) при пересечении двух и более черт раньше пишется горизонтальная, а затем вертикальная черта (вертикальные черты)
4) в иероглифах из трех вертикальных черт (элементов) центральный элемент (центральная черта) пишется первым
5) вертикаль, пересекающая иероглиф (элемент) в его центре, пишется последней
6) черта, идущая справа налево и сверху вниз, пишется раньше, чем черта, идущая слева направо